История Утмановской средней школы

Большой и славный путь Утмановской школы

А.Поникаровская

План работы.
1-я часть
1. Вступление.
2. пьедестал школы 70-е годы 19-го века.
3. общество до революции 1917 года.
4. рассадник опосля революции. 20-е – 30-е годы ХХ века.
5. стиль в 40-е и 50-е годы ХХ века.

2-я часть
По воспоминаниям учителей и учащихся.
1. книга Поникаровской Анны Дмитриевны
2. Разное.

Литература
1. Архивные материалы из Великого Устюга, привезенные учительницей истории Весниной Т.А. в 1972 году к 100-летию школы.
2. Газета «Знамя» зa 20 октября 1973 года
3. Из доклада директора школы Щипицына В.В. на юбилейном вечере. (Выступление напечатано в газете «Знамя» зa 20 октября 1973 года)
4. Материалы Подосиновского краеведческого музея
5. книга статей 11-х краеведческих чтений, посвященных 520-летию городка Осиновец и 380-летию поселка Подосиновец. 2007 год
6. Фарутина Н.Н. Подосиновский место в изданиях Никольского уездного земства начала ХХ века. книга Подосиновского общества изучения родного края. часть 3. По материалам районных краеведческих чтений 2007 г., с.57
7. Выписки из книги приказов Утмановской школы.
8. Памятники архитектуры Кировской области. книга 2, 2002, стр. 64-65.
9. книга Печенкина Ивана Михайловича, одного из первых учеников. (1899 – 1901 годы учебы)
10. книга Шемякина А. Пошел в школу в 1917 году — 20-е годы
11. книга Усова Петра Петровича, начавшего трудовой конец в школе в 1935 году. 30-е, 40-е, 50-е годы ХХ века.
12. книга директора детского дома Чебыкина Е.Ф. (40-е, 50-е гг ХХ века)
13. вещество из газет прошлых лет, собранных семьей Поникаровских
14. сочинение «Жизнь и успение деревни Займатовица» Н.В.Липатников, газета «Знамя» от 3 августа 2006 г. Памяти Василия Николаевича Ногина посвящается.
15. Материалы из личного архива Поникаровского Г.И.
16. Газета «Знамя» от 01.10.1977 года. объявление В.Кузьмина «Бросок из темноты к свету».
17. Личные книга о годах учебы и работы Поникаровской Анны Дмитриевны.
18. Газета «Знамя» от 27 ноября 1996 года. «Немного истории».

Часть первая
Вступление к первой части моего повествования.

«Велик и обширен был Никольский уезд, в что входила наша место до революции 1917 года. С востока на запад он тянулся на 240 верст и на 200 с севера на юг. По площади был равен Московской губернии и превосходил Бельгию. На территории уезда проживало 260 тысяч человек. Общая отсталость края преимущественно была видна на его культуре. Сельское житель оставалось чуть не весь неграмотным. В первом номере первой газеты нашего края «Никольский уезд» от 16 июня 1917 возраст писалось: «Как было маловато света в нашем крае, как отстал он от жизни. Копается выше- племя в лесах, оторванный от только света. Всякая весточка, успевшая облететь всю Россию, только неумышленно проникает в наши глухие места…».
По сплошному земскому исследованию 1912-1913 годов грамотность населения в Щеткинской волости составляла между мужчин – 34,1%, между женщин – 4,2%. Школы работали в самых неблагоприятных условиях .
Отмечался первенствующий отсутствие помещений училищ: холод, тьма и неустроенность.
В инициатор год Советской власти, в силу изгнания Закона Божьего и вынесения икон из школьных зданий, контингент учащихся уменьшилось, да как пакет родителей не отпускала детей в школу.
Учителя по пара месяца не получали жалования. Преподаватель, получая зарплату 70 рублей в месяц, голодал – на эти касса мочь было приобрести пуд хлеба. Учительство весь маловато тяготело к Никольскому уезду, как захолустному, находящемуся очень от удобных путей сообщения. некоторый учителя, прослужив пара или же три возраст и приобретя некоторую знание в деле преподавания, перезжали в другие уезды, где условия работы были гораздо лучше.
Из других же уездов в Никольский место поступали на службу только те лица, которые по каким либо обстоятельствам не могли устроиться около себя на родине.
Один руководитель писал в земство: «Живу бес денег, бес чаю, бес сахару. Не знаю, будит ли пища впереди. Я живу да тревожно, как ни в жизнь не жил».
Громадный барыш учеников выбывал до окончания школы со скудными познаниями только азов грамоты. Так, согласие отчетов зa 1913-1914 назидательный год из школ Никольского уезда выбыла пятая доля учащихся.
Оставленные на другой год учащиеся не явились учить уму-разуму в следующем году. На одного учителя приходится 31 человек.
Учителя старались воспитать в детях страсть к Богу и повиновение к престолу и Отечеству».
Одним из средств для удержания учащихся из отдаленных деревень и починков служило складка ночлежных приютов при школах и задача горячего приварка, на что отпускали ничтожные средства». (16)
Посмотрим сейчас, как же происходило изобретение школы в Утманове.
В конце Х1Х века Утмановская волость относилась к числу наиболее населенных, с развитым местным производством. Наличие большого количества церквей, где было немало служителей культа, развитие народных промыслов вызывало нужда решить урок об открытии в волости школы.
Этого настойчиво требовала завещание знать, а да прогрессивные человеки тово времени.
Архивные материалы, благодаря которым мы теперь можем наиболее переставать выражать об истоках народного образования в нашем районе, свидетельствуют, что в ноябре 1870 возраст уже была опыт раскрыть школу для крестьянских детей, Но она просуществовала недолго, после вторично открылась.
Днем рождения школы считается 1873 год. «В октябре 1873 возраст в селе Ильинском (теперь деревня Утманово) образовалась Утмановская Ильинская церковно-приходская школа, которая работала постоянно».
Оказывается, что священники Помпей Беспутин и Петр Клепиков открывали школу к тому же в 1870 году ноябре месяце.
С самого начала своего существования общество столкнулась со значительными трудностями. Помпей Беспутин пишет в Никольский училищный внушение члену Никольского училищного совета Спиридону Леонтьевичу Ногину (купец первой гильдии): «… при начинать же имею почтение сообщить, что рассадник наша, имея очень хорошее помещение, вовсе нисколько другого не имеет: отопления нет, а в прошлую зиму отоплялась по решительному моему настоянию зa счет церкви либо церковного сбора на этот предмет, сторожа при школа одинаковый нет. Не было ни столов, ни скамеек….»
Несмотря на все трудности, в школе в то время обучалось 40 человек.
Начиная с 1872 возраст достоинство скоро ухудшилось. Сократилось число учеников, правда и между них посещаемость была колоссально плохая. Во дальнейший половине 1872 г. общество прекратила свое существование. опять она открылась только что в октябре 1873 года. Это её второе рождение. С этого дня общество работала неумолчно и не претерпевала колебаний». (18)
И, как полагалось, преподавали в ней священники – Помпей Беспутин и Петр Клепиков. В то время в школе обучался 31 ученик. Это были мальчики от 7 до 12 лет. Впоследствии, Кагда следовательно заметно уделяться забота женскому образованию, церковно-приходская общество стала уделом девочек. Мальчики же стали обучаться в одноклассном земском училище.
В будущий промежуток разряд стала владеть собственное здание.
В книге отчетов Никольской уездной Земской управы о состоянии недвижимого имущества земства к 1 января 1905 возраст записано: «Училище Земское Утмановское при погосте Ильинской церкви, в Утмановской волости, в 120 верстах от г.Никольска. беспрепятственно в 1873 году. Содержится на имущество уездного земства.
Училище одноклассное, мужское. Помещения: с начала 1901-1902 г. школа размещается в собственном здании, одноэтажном, выстроенном на церковной земле, на земские имущество с пособием от местного сельского общества и частных пожертвований, поступивших сквозь попечителя врача Н.В.Отрокова. В здании этом две просторные классные комнаты, одна для ночлежного приюта, сборная келья для учителей, коридор, обширная прихожая, раздевалка и апартамент для двух учительских помощниц». (1)
Документы тово времени доносят до нас весть о том, что в школе работали учителя, совершенно отдававшие себя обучению крестьянских детей.
Учитель Тюрин Петр Егорович окончил Тотемскую учительскую семинарию в 1876 году и с 1 августа состоял в должности учителя Утмановского училища».
Воспоминания о нем встречаются в рассказах старожилов и в архивных документах как об учителе строгом, Но справедливом, горячо болевшем зa свое дело.
В 1876 г. Наталья Беспутина, баба Помпея Беспутина, на свои имущество открыла школу для девочек, Но она просуществовала недолго и закрылась. Они начинали учить уму-разуму в частном доме на берегу.
Школа для мальчиков находилась в здании на площади, на месте дома Хомякова В.Н.
Земское школа в кирпичном исполнении (центральная кусок нынешней школы) сдано в эксплуатацию к 1 сентября 1901 года. ( А в 1873 году церковно-приходская здание была открыта на территории церковной ограды, кирпичное дом справа).
С 1901 г. школа передано в Земское управление.
Училище следовательно 4-х классным. Одним из первых учителей стал питомец Вологодской духовной семинарии Киприян Кузнецов.

«В то время были часты пропуски уроков, причинами которых являлись сильные морозы, метели, заносы на дорогах, разливы рек, несовершенство теплой одежды и обуви, отвлечение детей родителями для выполнения разнообразных крестьянских работ: вывозка навоза, пастьба скота, молотьба, боронование. Кагда начали учить уму-разуму девочки, то они почасту оставались дома в качестве нянек заботиться зa младшими братьями и сестрами.
Из отчетов учителей следует, что … «случаи пропусков уроков по лености были редкими». (1 и 3)
В одном классе учились дети разнообразных возрастов от 7 до 12 лет.
Фамилии в списках встречаются те же, что и теперь: Гребеневы, Ногины, Печенкины, Чурины, Кузнецовы, Поповы, Хомяковы, Микуровы, Худорожевы, Поникаровские, Колотовы, Пихтины, Окуловские, Меньшенины, Курдюмовы и т.д., то поглощать учились наши предки. повиновение была идеальной. Они хотели учиться, хотели точно знать больше и исполнять краше и богаче нашу Великую Россию.

Печенкин Иван Михайлович, 1 из первых учеников Утмановской школы вспоминает:

«В школу я пришел в 1899 году, 9-ти лет. В то время она располагалась в трех помещениях: затейщик сословие размещался в здании, где теперь стоит землянка Ногиной Александры Ивановны. (Сейчас там находится палата Чуриной Марии Ивановны, в логу, ниже мостика — прим. автора, А.Д.)
Второй сословие – на территории церкви – кирпичное строение справа, а третий комната в каменном здании нынешней школы. Девочки учились поверстно от мальчиков. В первом и втором классах насчитывалось более 30 человек. В третьем классе обучались одинаковый приблизительно 30 человек. Таким образом, в школе насчитывалось около 60 человек.
Из учителей, обучавших в то время, я помню Петра Егоровича Тюрина, кто работал в старшем классе. Он был строгий, мог наказать зa шалости, Но мы его любили. В младших классах обучала Юлия Дмитриевна Шадрина. И о ней остались самые хорошие воспоминания. сквозь не мало годов я встречал её. непомерно тепло отнеслась при встрече.
Два раза в неделю в школе преподавали принцип Божий. Законоучитель – служитель алтаря Викторин Философович Ржаницын был крутого нрава. как то мы не пришли в день в церковь. зa это были строго наказаны: неделю стояли на коленях. Учеников, пропустивших занятия, оставляли бес обеда. учение была строгая, на уроках сидели не шевелясь, отрицание было повернуть головы. Основными предметами были положение Божий, русское речение и арифметика. Все учебники, тетради, грифель давали бесплатно.
Из родителей учащихся выбирали школьный внушение (своего рода родительский комитет).
Для учеников из дальних деревень были спальни и столовая. около школы был малый огород.
На Рождество и Пасху объявлялись каникулы. К Рождеству наряжали елку, которая ставилась в каменном здании существующей школы. На рождественской елке каждому ученику давали дар – кулёчек конфет. Подарки дарили и на именины. Вручал их обычно поп. В 1899 – 1901 гг. садили березы под окнами школы». (9).

Училище земское, 1901 г.

«Одноэтажное кирпичное с деревянным пристроем дом школы находится на восточной окраине села. Первоначально стиль образовалась в 1873 г. как церковно-приходская для мальчиков. Кирпичный корпус одноклассного земского училища возвели к началу учебного возраст (?) 1901/02 года. Строительство выполнялось на имущество земства с пособием от местного населения, сельского общества и частных пожертвований, поступивших сквозь попечителя- врача Н.В.Отрокова. постройка получилось большим и вместительным. двое просторных класса выходят на южную сторону восемью окнами. не считая того, пятичастная планировочная разбивка школы внутренними капитальными стенами предусматривала комнату для ночлежного приюта, учительскую, прихожую с гардеробной и другие подсобные помещения.
Здание училища построено в кирпичном стиле, позволившем практично извлекать конструктивные и эстетические возможности материала. Минимум декоративных включений. (8)
«Современный характер Утмановской школы как только частично отражает её простой вид. строение собственно земского училища, представляющее исторический и архитектурный интерес, обстроено с обоих торцов боковыми крыльями, гораздо увеличившими полезные площади школы. Правый, деревянный пристрой появился в 1950 –е годы. (прим.Анны Дмитриевны – 1956 год, построен при директоре Селяковой Г.Н.), левый, сложенный из силикатного кирпича – в 1980-е гг, (прим. Анны Дмитриевны – нет, не так, это сооружение принято в сентябре 1975 года, строили его армянские строители, а директором была Суворова В.М.).
Изначальный величина получил в ходе эксплуатации некоторые искажения: со стороны дворового фасада появился нынешний кирпичный тамбур, разобраны старые печи, пробиты новые и заложены прежние проемы, поставлены другие перегородки». (Памятники архитектуры Кировской области. Стр. 64-65.)
В 2009-2010 годах разряд весь отремонтирована, имеет нынешний вид, с душевыми кабинами в спортзале, теплыми туалетами, прекрасным спортзалом, пластиковыми окнами. начальник Мелентьева Е.В.
С 1909 возраст в земском школа разрешили учить уму-разуму и девочкам. Оно было 4-х классным. Прибавилось учащихся, увеличился коллектив учителей. Хорошие книга между населения оставили Мартюшев Дмитрий Иванович, Буркова Юлия Дмитриевна, Одинцова Мария Александровна, Потанина Анна Николаевна. В школа преподавались основание Божий, русское речение и арифметика. Учителю разрешалось поставить ученика на колени, ударить линейкой по голове, оставить бес обеда. Бумаги было мало, писали на абсидных досках грифелями. неизменно не хватало учебников. На початок 1908-1909 гг. в школе уже числилось 77 учащихся. В 1913-1914 гг. остро как вкопанный дилемма о расширении школы, требовалось дополнительное здание.
Каменное постройка не вмещало всех желающих получить образование.
Деревянная школа, где немедленно живет семья учительницы Колотовой Л.И., около кладбища, начала строиться в 1914 году.
В сборнике статей 11-х краеведческих чтений, посвященных 520-летию городка Осиновец и 350-летию поселка Подосиновец зa 2007 год на стр. 57 читаем:
«В 1914 году утверждена план на постройку здания Утмановского земского училища» (из выступления Фарутиной Н.Н. «Подосиновский место в изданиях Никольского уездного земства начала ХХ века». (6)
В 1910-1917 годах в церковно-приходской школе и школа наблюдался барыш учащихся, появляются новые учителя. Для учеников из дальних деревень устраиваются ночлежки. Обеды варил сторож, живший зa перегородкой. Он же выполнял обязанности надзирателя, следил зa поведением, время от времени прибегал к помощи розги. (Ночевали на полатях, в помещении, где немедленно находится раздевалка).
Такой была наша разряд до революцией 1917 года.
20 июня 1917 возраст Временное начальник издало приказ о передаче в область Министерства народного просвещения церковно-приходских школ.
Такое же приговор издало и Епархиальное начальство. 10 октября 1917 возраст согласие этих распоряжений правитель церковно-приходской школы отец Александр Попов сдавал её заведующему Утмановским Земским училищем в присутствии членов комиссии учительницы Марии Одинцовой и председателя Утмановской волостной земской управы Н.Подгорбунского.
Произошло соединение церковно-приходской школы с земским училищем. опосля революции на этой базе была создана Утмановская разряд 1-ой ступени со сроком обучения 4 года. Она имела в своем распоряжении одно каменное постройка и 2 деревянных. Рассчитана была на 150 человек.(3) Известно, что тут заведующим в школе был Платон Иванович Баданин, Юлия Николаевна Попова (учитель), Мария Александровна Одинцова (учитель).
В 1920-21 гг. учебных годах в Утмановской школе открыли пятый (5) класс, кто назывался ударным, Но об этом напишем позднее.

На заре Советской начальство
(заметки из газ. штандарт зa 20 октября 1973 года)

«Утмановскую школу я окончил зa год до того, как она отмечала свое 50-и летие, а впервые переступил её порог до Великого Октября, в 1917 г.
Однажды утром, вбежав в класс, мы увидели, что позолоченная шина пустая, а изображение «государя Всея Руси Николая» отсутствует. после строем ходили по селу с красным флагом, на котором буквами из белой бумаги было написано: «РСФСР». И пусть бы мы не понимали их смысла, чувствовали, что около нас происходят большие события. Закона божьего мы уже не изучали. но пред началом уроков исполняли общую молитву в сборной школы. Были иконы и в классах, потому что до обедом одинаковый читалась молитва. Учился в каменном здании, в котором размещался и приют. Здесь на высоких полатях спали школьники из отдаленных деревень. В этом же здании была учительская и помещение заведующей.
Самые дорогие книга остались о моей первой учительнице Юлии Николаевне Поповой, уроженка деревни Верхнее Залесово. Мы больно любили её зa спокойный, бравый характер. Доучивался я около Софьи Александровны Баданиной, а её благоверный Платон Иванович Баданин был заведующим. Ох, как он что рисовал и играл на скрипке. По его инициативе в одном из классов была образована сцена. На ней мы ставили свои концерты. В репертуаре были даже небольшие пьески. Разучивали и революционные песни – «Варшавянку» и «Смело, товарищи, в ногу». Платон Иванович один и декорации готовил, и сцену оформлял. В 30-х годах выше- дорогой педагог был председателем райисполкома.
После полного пятилетнего курса обучения в Утмановской школе я не смог поступить в Подосиновскую семилетку, потому что там не было мест. Но тогда, на заре Советской власти, несмотря на все трудности, учителя смогли привить нам слабость к учебе. Уже будучи взрослыми некоторый из одноклассников выучились на врачей, учителей и специалистов сельского хозяйства». А.Шемякин, пенсионер. (10)
Таким образом, к 1917 году сложилась твердая система образования на селе – церковно-приходская рассадник и земское училище. ( об объединении церковно-приходской школы с земским училищем написано выше, на стр.6. Это произошло 10 октября 1917 года.)
На 1919 год Утмановская разряд называлась школой первой ступени со сроком обучения 4 года.
В 1920-1921 гг. открылся пятый класс, кто назывался «ударный», а на нижеследующий год – шестой.
Жизнь в школе была интересной. Существовало самоуправление учащихся, исполнительное бюро, классные комитеты, санитарные комиссии. Существовал школьный педсовет. Отмечались в школе сутки Октябрьской революции, число смерти В.И.Ленина, число рождения В.И. Ленина, сутки леса, устраивались спектакли, манифестации.
После революции в Утмановской волости, как и по всей России, развернулась драка зa ликвидацию неграмотности. Была создана забота под председательством Василия Ивановича Рудакова, какой возглавлял её до 19 октября 1922 года.
Большую услуга в ликвидации неграмотности оказывали учителя, преимущественно ожидание Николаевна Малиновская, которая работала в школе с сентября 1922 года.
В 1923 году заведующим школой был назначен Александр Никифорович Комаров. Он закончил второклассную школу, прослушал разряд курсов и имел чин учителя. Это был грамотный, воспитанный, многознающий человек, точный и справедливый, преподавал ботанику, естествознание. Он заложил ветеран школьный парк осенью 1941 возраст в память об ушедших на фронт земляках. прежде он жил в доме, где безотлагательно живут Колотовы, а после в доме, на месте которого безотлагательно находится помещение Домрачевых – Лихачевых. Около дома одинаковый был разбит роща с редкими для этих мест деревьями и кустарниками. немедленно остались достойный кедр, дуб и заросли сирени, вишни, розы, которые тянутся вдоль тропинки к школе.
Его дети преподавали в нашей школе. Это Комарова Юлия Александровна, репетитор начальных классов, будто в 1952-1953 г. Комарова Галина Александровна, педагог рисования и библиотекарь, известная шахматистка, преподавала немецкий язык, с 1952 – и до смерти. Комаров Александр Александрович, воспитатель химии, 1960-1962 гг., переехал и скончался в г.Нововятске. Комарова Альбина Александровна, незаурядная, интересная личность, помогала в строительстве новой школы в 1974-1975 гг., нить и скончалась в г.Кирове. Комаров Юрий Александрович, ученый работал в Тульской области, на заводе. баба Комарова А.Н. – Евстолия Васильевна преподавала рисование.

Воспоминания Усова Петра Петровича, учителя физики, математики и пения, а в 1952 г. – директора школы.

«До 1932 возраст в Утманове была начальная школа. Её выпускники, желающие продолжить свое образование, были вынуждены учить в Подосиновской школе. Но в то время немногие родители крестьянских детей могли отправить сына либо дитя зa 35-45 км.
Только в 1932 году всем ребятишкам, окончившим начальную школу, предоставилась мочь поступить в 5 комната Утмановской школы колхозной молодежи. Да, то есть да стала величаться наша школа. А поскольку желающих обогатиться знаниями было немало, то, естественно, в классе сидели и переростки.
Через 3 года, весной, состоялся главный часть учащихся Утмановской семилетней школы. Помню, что между них были Г.А.Комарова, И.А.Злобина (Усова Иллария Аркадьевна), В.И.Шапенкова, Ф.С.Шапенков, А.А.Злобина, В.Е.Подъяков, Н.И.Микуров, Н.И.Шишова, И.И.Злобина и другие.
Работать в Утмановской неполной средней школе (НСШ) я начал в августе 1935 года. Первоначально преподавал в шестых классах математику и пение. С половины учебного возраст меня перевели в седьмые выпускные классы.
В этих классах тут учились Иван Чурин, Валерий Печенкин, В.Чурина, З.Подгорбунская, слабость Колотова (теперь Красногорова Л.А.) и другие, достаточно взрослые по своим годам люди.
Несмотря на разница возрастов, все они жаждали знаний, вели себя скромно и уважали учителей.
В нашем же учительском коллективе царили доброжелание, почтение и тактичность. и тот и другой из них хотел исполнять для своего коллеги вещь приятное. Директором школы был А.А.Логиновский — достаточно добрый и принципиальный человек.
Для учащихся из отдельно отдаленных деревень предоставлялось поприще в школьном интернате. убежище мог принять 40 учащихся. Он находился в деревне Заборье. В аренду для него снималось трехкомнатное помещение. Учащиеся жили там на обеспечении родителей, то снедать – отдельный приносил свою постельную придаток и питание. Уюта, конечно, маловато было. Спали дети на деревянных топчанах и полатях. Обслуживала учеников в интернате одна техничка. (хозяйка дома). Она для них была и поваром и воспитателем.
Изредка интренат навещали дежурные учителя. Но при всем этом ребята, проживающие в интернате, учились и вели себя хорошо.
Школьные классы размещались в пяти зданиях, три из них приспособленные и находились на большом удалении.
У церкви, в камененом здании, были школьные мастерские. Там работал знаток своего дела А.Е.Тюленев. Под его руководством учащиеся изготовляли различные приборы, нагладные пособия, модели сельскохозяйственных орудий и машин ( от граблей до молотилок и веялок со сменными решетками), водяные колеса, ветряные колеса, ульи и т.п. Все это прививало ребятам преданность к с/х производству, увлекало их на новые интересные дела. Работали в те годы в школе и кружки: музыкальный (струнных инструментов), фотографический, хоровой, драматический, физкультурный.
Хочется отдельно подчеркнуть, что несмотря на все имеющиеся трудности, учителя прилагали немало усилий, что бы их воспитанники были образованными, честными, беспрекословно любящими свою Родину людьми». П.Усов. (11). книга написаны в октябре 1973 возраст к 100-летию школы.
«В 1932 году Утмановская рассадник первой ступени была прикреплена к коммуне «Организатор». медленность обучения – 4 года, всесторонний число учащихся – 148 человек. Все они получали бесплатные учебные и письменные принадлежности, а 101 ученик – горячие завтраки. С 1 октября 1931 возраст по 1 января 1932 возраст было выдано учащимся кожаной обуви 12 пар, валенок 7, прочих вещей на сумму 41 рубль 32 коп. только на сумму 342 рубля 32 копейки.
Из фонда помощи беднейшим учащимся оказана подмога в сумме 126 рублей.
В 1934-1935 годах Утмановская питомник стала носить имя неполной средней с четырьмя пятыми классами. В некоторых из них контингент учащихся доходило до 64.
Общее число учащихся было 296 человек, место школы – 618 кв.м. при школе был земельный часть площадью 3,4 га, на котором выращивались овес, пшеница, картофель. среди классами шло соперничество зa переходящее Красное знамя.
В 1936-1937 годах Утмановская средняя неполная стиль имела 424 учащихся (3).
Директора и учителя, работавшие в Утмановской неполной средней школе, встречающиеся в Книге приказов предварительно Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. и во время войны.
1935 год – начальник Логиновский А.А.
с 11.11.1935 г по октябрь 1939 г – начальник Лопатин С.
С октября 1939 г – Шавилов А.Н. директор, естествознание, химия.
С апреля 1940 г – П.Сильвестров директор
С августа 1940 г до весны 1942 г – еще А.Н.Шавилов
1942-1943 годы – Лопатина директор
1944 г – Боброва директор
1944 – 1945 г. – Замятин Н.А. директор
август 1945 г по 1949 г — Шишова Ал.Ив. директор
август 1949 г. – Томилов директор.
Возможно, весть неточные.

Нагрузка учителей в 1935 году.
(Приказ №10 от 10 октября 1935 года)

Русский наречие и литература: Замятин Н.А.
Морозков Н.И.
Логиновская Е.И.
Арифметика: Подгорбунский
Алгебра: Усов П.П.
Геометрия: Ногин Н.П.
Естествознание: Комаров А.Н.
Комарова Е.В.
Ногина А.В.
История: Хомяков Н.Ф.
География: Комаров А.Н. (5-е кл)
Логиновский А.А. (6-е и 7-е кл.)
Физика: Ногин Н.П.
Химия: Ногина А.В.» (7)
Обществоведение: Подгорбунский
Логиновский А.А.
Немецкий язык: Ногина А.В.
Рисование: Комарова Е.В.
Черчение: Ногин Н.П.
Физкультура: Хомяков Н.Ф.
Труд: Тюленев А.Е.
Пение: Усов П.П.

Это был зачинщик назидательный год для Петра Петровича. Таких учителей он знал и помнил всю жизнь:
Красногоров И.Л. приступил к работе 23.1Х.1937 г. (математика в пятых классах)
Сильвестров Пантелеймон Николаевич вел русский язык, литературу, географию.
Усов П.П. математика (6-е-7-е)
Нечаев Аф.П. – физика и черчение
Селянин Н.К. – география, конституция, физкультура
Морозков Н.И. – русский и литература
Лопатин Г.Я. – русский наречие и беллетристика и т.д.

1938-1939 назидательный год
Немецкий диалект Шавилова Н.И.
Естествознание, физкультура Шавилов А.Н.
Физика Манаков А.П.
Арифметика и летопись Красногоров И.Л. и т.д.

1940 год
Слепухина Е.И. – русский диалект
Шишова А.И. – география
Комаров А.Н. – ботаника и т.д.
Красногоров Ил. не работал, может ушел в Армию
Усов П.П. – не встречается
В годы Великой Отечествнной войны 1941-1945 гг. общество продолжала делать как обычно. На фронт ушли Усов П.П. и Красногоров И.Л.
Кто преподавал?
1941 год.
1. Шавилов А.Н. директор, химия, естествознание
2. Комаров А.Н. арифметика
3. Замятин Н. русский язык
4. Лопатина Г.Я. русский язык
5. Слепухина Е.В. русский язык
6. Бобров Н.Ф. математика
7. Марцинкьян З.А. математика, физика
8. Бучнева Л.И. история, конституция
9. Бетехтина В.В. немецкий язык, естествознание, пение
10. Шишова А.И. география
11. Колдакова Н.И. немецкий язык
Интернат из Заборья был переведен в постройка №3 при школе. 12 девочек и 20 мальчиков. Уборщицей назначена Курдюмова православие Устиновна (мама Нины Владимировны).

1942 – 1943 назидательный год

Контингент учащихся:
1 разряд 30 человек
2 сословие 28 человек
3 сословие 36 человек
4 сословие 34 человека
5 «а» сословие 36 человек
5 «б» сословие 34 человека
6 «а» сословие 38 человек
6 «б» сословие 30 человек
7 сословие 40 человек

Как только фашистская Германия объявила войну, некоторый выпускники школы и учителя ушли на фронт. В кровавых битвах с врагом погибли комсомольцы – выпускники: И.П.Попов, И.В.Злобин, В.Г.Малахов, И.И.Чурин, А.Н.Шемякин, В.И.Ногин, А.А.Феофилатов, М.Н.Подгорбунский.
Участниками Великой Отечественной войны были: Усов П.П., Красногоров И.Л., Чебыкин Е.Ф., Окуловский К.Г., Опарин К.Г.
Во время войны в школе в основном работали женщины. Одни приезжали и уезжали, другие оставались навсегда. В те годы работали Комарова Е.В., Шишова А.И., Усова И.А., начальник Лопатина (1943 г.), Усова Е.В., Берсенева Е.А., Бетехтина В.В., Коковина Л.Н., Салтанова А.И., Колотова (Красногорова) Л.А., Кочанова (Опарина) З.Д., Комарова Г.А., Власова А.И., Бетехтина (Пономарева) А.В. Из мужчин работали Комаров А.Н., Замятин Н.А. Пришла в школу Слепухина Е.И.
Бетехтина А.В. (Пономарева) была назначена первой заведующей детским домом, а кроме её сменил Чебыкин Е.Ф.
В 1944-1945 учебном году в начальных классах преподавали:
Усова И.А. – 1 класс
Шишова А.И. – 2 класс
Берсенева Е.А. – 3 класс
Салтанова А.И. – 4 класс
В январе 1946 возраст математику вновь ведет Усов П.П.
В 1947 году вновь преподает Красногоров И.Л.
В 1949 – 50 г. уже работают Окуловские Капитон Георгиевич и Александра Александровна.
В апреле 1949 возраст принят на работу в качестве учителя рисования и черчения Микуров Николай Иванович (папа Петуховой Л.Н.)
В 1949 и 1950 годах директором школы был Томилов, а до него некоторое время – Шишова А.И.
В 1952 г., Кагда я пришла в затейщик класс, школой руководил Усов П.П., а после Селякова Г.Н., после она была завучем, а зa все годы моей учебы в среднем и старшем звене директором был Окуловский Капитон Георгиевич.
В 1952-53 г. был ассортимент в 8-й класс, наша учебное заведение стала заботиться средней, учились в ней 10 лет.
Интернат вновь переехал в д.Заборье.
В 1955 году состоялся зачинщик книга десятиклассников. Их было только 12.
1. Худякова Анна
2. Окуловский Рафаил
3. Хомяков Павел
4. Селякова Нина
5. Барсуковская Лия (Аня)
6. Меньшенина Нина
7. Курилов Анатолий
8. Конев Владимир
9. Ногина Галина
10. Сухнева Анна
11. Шемякина Зина
12. ?
Выпускали их в существование следующие учителя:
1. Комаров А.Н.
2. Фомина Н.И.
3. Селякова Г.Н.
4. Иванцова В.М.
5. Окуловский К.Г.
6. Рыбакова Е.А.
7. Сычева В.П.
8. Усов П.П.
9. Журавлева В.Л.
10. Селяков Н.Н.
11. Юфирев В.М.
(материал взят со старой фотографии выпуска)
«В числе выпускников шолы был и Василий Ногин, туземец деревни Займатовица. Глубокие знания, полученные зa годы учебы, позволили юноше успешно сдать вступительные экзамены в политехнический институт г.Горький, закончить его и предпринимать научной работой. Он был профессором кафедры техники радиосвязи Нижегородского технического университета. Умер в 2006 году. Василий Николаевич оставил опосля себя черта научных работ, высоко оцененных крупнейшими отечественными учеными. С большим интересом воспринимались они и зa рубежом. «Скромный, высокосамокритичный и придирчивый к себе человек, он не любил определять на показ свою многогранную деятельность, по-этому он оказался не избалован наградами и официальными знаками общественного признания. Он был честен, принципиален, справедлив, пользовался уважением между коллег и учеников. Таким мы его помним.» (цитата из письма профессора Н.Б.Догадина, доктора технических наук, ученика Ногина В.Н. ) (14).

Чебыкин Е.Ф., 1973 год

Вспоминая Утманово.

«Давно ли я переступил порог Утмановской школы в качестве учителя? как словно только вчера. хоть прошло опосля этого 34 года, а здание уже празднует свое столетие.
В те годы было четыре пятых, четыре шестых, четыре седьмых класса. училище размещалась в многих зданиях, и нам приходилось с журналом под мышкой прогрессировать в десятиминутную перемену совершить пробег от основного здания до здания, где были пятые классы (теперь здесь сельский Совет) (А.Д. – видимо, это заколоченное строение ниже библиотеки).
Передо мной лежат фоторгафии тех лет. Ученики многих классов. большая часть мальчиков участвовало в Великой Отечественной войне, многих уже нет в живых. Они пали смертью храбрых в боях с фашистскими захватчиками, защищая почтение и независимость нашей Великой Родины. А некоторый разъехались и трудятся в разнообразных местах Советского Союза. Вот Ваня Хомяков – бухгалтер леспромхоза, Зосима Бурков – начальник филиала СПТУ в п.Подосиновец, Женя Подгорбунский – начальник райисполкома, Зина Печенкина – бухгалтер колхоза «Маяк», Галя Чурина (Печенкина) заведует больницей в селе Утманово. Помню, в тот назидательный год мы провожали в армию своих коллег И.Л.Красногорова и П.П.Усова. Давали наказ: служите честно, защищайте Родину. который думал, что расстаемся на долгие суровые годы.
Война кончилась. Трудное то было время. тьма тьмущая сирот осталось. В Утманове был межколхозный интернат, где дети-сироты содержались на имущество очень бедных, истощенных войной колхозов. Заведовала интернатом тут-то Бетехтина, нынче А.Вас.Пономарева. Трудно жилось детям. империя взяло сюжет детей-сирот на свои плечи. На базе двух интернатов – Утмановского и Шолгского был создан казенный наивный хата (там, где была больница, в усадьбе Чебаевских). (А.Д.- директором детского дома был Чебыкин Евгений Федорович, составитель заметки. Детдом расформирован 15 января 1955 года. Последние воспитанники переведены в Подосиновский наивный дом).
Прошло лес лет. Взрослыми стали воспитанники детского дома. Обзавелись семьями. Разъехались по всей стране. Но тянет их в Утманово. То тот, то другой, то не мало муж в один голос приедут в Утманово, навестят учителей и воспитателей. Вспомнят свое нелегкое, Но счастливое малолетство в стенах детского дома и школы. Только зa последние годы приезжали Женя Шубин, Игорь Стародворский, Таня Фалалеева, Римма Меньшенина, православие Шапенкова, Герман Злобин и некоторый другие.
Нельзя не впомнить моих коллег, отдавших некоторый годы Утмановской средней школе – это мужчина ордена Ленина А.Н.Комаров, его баба Е.В.Комарова, Е.В.Усова, Е.А. Берсенева, А.И.Шишова, А.И.Морозков и М.И.Морозкова.
Столетний юбилей! Славная дата! Неизмеримо лучше, краше, богаче стала Утмановская средняя школа.
Большой и безупречный педагогический коллектив трудится в ней. некоторый из учителей работают в школе с первого дня учительского труда – это П.П.Усов, И.Л.Красногоров, Г.Н.Боровская, И.А.Усова, В.П. Чурина, В.М.Суворова, Е.А. Боровская и другие.
Вспоминая недалекое прошлое нашей школы, заполненное многими хорошими делами, о которых дозволительно записывать не заметки, а очерки, повести и рассказы, поздравляю Вас, уважаемые коллеги, с большим праздником и желаю Вам успехов в славном творческом педагогическом труде. Пусть отдельный урок, каждое ваше изречение воспитывавет и вдохновляет детей в духе преданности Великой Родине». (Е.Чебыкин, г.Свердловск. 1973 год) (12).

В.Гордеева, Т.Веснина, Г.Золотарева.

Чувство локтя

«Осенью прошлого возраст (1972) приехали мы, выпускники пединститутов, в Утманово.
Страшно все предпринимать впервые, и тем более, Кагда работаешь с детьми. С чего начать? Чем их увлечь? как исполнять уроки интересными? накануне нами встала много неразрешенных вопросов. Но тогда на подмога пришли наши старшие товарищи. Мы бесконечно скоро познакомились. Учителя-старожилы приняли живейшее покровительство в устройстве нашего быта, в подготовке к школьным делам. Вот и сегодня в любую минуту мы можем приходить зa советом к завучу В.П.Чуриной и знаем, что она В любое время все поймет, во всем разберётся и постарается помочь. кусок дел около директора В.В.Щипицына. И все же он находит время и для наших вопросов. Многому дозволительно учить около преподавателя русского языка и литературы А.А.Окуловской: её аккуратности, добросовестности и умению разумно распределить своё время.
Позавидуешь энергии В.М.Суворовой, жизнерадостности К.Г.Окуловского, сочетающейся в нем с огромными знаниями.
Спокойствию и выдержке, педагогическому такту мы учимся около Г.Н.Селяковой и Е.А.Боровской.
Умению править ребячьим коллективом – около Т.В.Курдюмовой и А.Д.Поникаровской, трудолюбию – около И.А.Усовой, П.П.Усова и И.Л.Красногорова, старейших учителей нашей школы.
Всегда около с нами Л.Ф.Щипицына – организатор внеклассной и внешкольной работы.
Именно про таких сказано: в ней кипит энергия. Нам хочется поблагодарить этих чутких людей зa все хорошее, что они делают для нас». 20.10.1973 г. (2)

Часть вторая

Поникаровская Анна Дмитриевна, ментор французского языка с 1966 по 1996 гг.

«Отдельные книга о моей учебе и работе в близкий Утмановской школе. Пишу кроме не на основе документов, а только по памяти.

Итак, 1952-1953 назидательный год, пионер ассортимент в среднюю школу. между них была Прахова Нина Николаевна и Окуловский Рафаил Николаевич. Они учились в 8 классе. Я нить в д.Печенкино. общество в деревне закрылась. Мне пришлось брести в село. Начальная питомник находилась на площади, ниже теперешнего здания администрации (а на этом месте была чайная). До 1918 возраст в здании, где позднее размещалась начальная школа, располагалось Волостное управление. (В Подосиновском краеведческом музее снедать изображение П.Г.Печенкина «Становление Советской власть в с.Утманово»; была и картина, писаная маслом.)
В школу мы с мамой опоздали 1 сентября. Вошли в непроглядный коридор, постучали в класс, окна которого выходили на юг и на восток, на церковь. Встретила нас Пономарева (Бетехтина в девичестве) Александра Васильевна, приветливо улыбнулась, взяла меня зa ручку и посадила на первую парту. Александра Васильевна была уже опытным учителем, она уже выпустила из четвертого класса Чебыкину Тамару и других умных, грамотных детей. Мы были около неё вторым выпуском, учились 4 года.
В классе сразу учились 1-ый и 3-ий классы, я всех и не помню. Я дружила с Комаровой Леной, Ординой Валей, Чуриной Машей из д.Грибино и Маней Абрамовской с картофельного (или с сенопункта, что на пристани зa д.Чечуково), остальных в 1 классе не помню. Учились и воспитанники детского дома, и переростки. На великий перемене нас кормили овсяным супом в сборной (окна на юг), варила еду техслужащая тетя Маша.
В 3 классе к нам прибыла женщина – красивый из г.Нальчика, Шишкова Валя. Она была одета в школьное платьице с белым воротничком и белом фартучке (а мы который в чем). В лучший же число Княжева Ольга пролила на новенькую чернила. (Писали мы ручкой с пером). Мама около Шишковой Вали прибежала, ругалась и велела Княжевой Ольге говорить фартук ко дворам и постирать. Шишкова Валя в высшей степени причинность пела, как соловей, она и теперь работает в театре оперетты г.Нальчика.
Прибыл вдобавок новенький – из Белоруссии, это был Паша Самуйлов. Мы все в него влюбились зa его речь. Нам казалось, что он городской, а он просто говорил по белорусски. Рассохин Шурик, Теребов Володя – это были переростки.
Хорошо запомнила как нашу учительницу награждали значком «Отличник народного образования». надменность переполняла наши сердца. Александра Васильевна вела все предметы, включая физкультуру, историю и естествознание. Она бесконечно что пела, как артистка.
Позднее, в 1977 году, Кагда я лишилась работы и не было часов французского языка, то есть она выручила меня из беды, сама не доработала 1 год до пенсии, уступив свое полоса в начальных классах. Александра Васильевна отдала мне свои учебники, ожидание уроков, дополнительные материалы, книга «Начальная школа» и научила меня работать. Те пять годов с маленькими детьми запомнились как одни из лучших. Я прославилась и получила Грамоту Министерства Просвещения. Это была необыкновенно высокая награда.
Пономарева А.В. давала глубокие и прочные знания. Помню экзамены в 4 классе. Боялись математики, а на нас, девчонок, в коридоре нашел хохот бес причины, да мы попросили мальчиков бранить нас крапивой, что бы вызвать слезы. Те да и сделали: все руки около нас покрылись волдырями. «Что это?» — спросил проверяющий на экзамене. А сдали разительно хорошо. В начальной школе работали Усова И.А., Комарова Ю.А., после Боровская Г.Н. и Курдюмова А.Н. что запомнила Веру Павловну Чурину. Она приходила к нам на громоздкий перемене в качестве пионервожатой, приносила книжки из библиотеки и играла с нами. Я дружила с её сестрой Машей. Директором был Усов П.П.
Каждый число я ходила к себе на Печенкино зa воз (5) километров. По Ощепкову (название лесного массива) соответствовать необходимо было лесной мрачной грязной дорогой. Зимой угоры под Пукалицей и Печенкиным заметало, дорог не было, шла по веточкам, которые воткнул дедушка. Видимо, опосля войны маловато было детей в деревне. Мама работала в детском доме бухгалтером. периодически мы там и ночевали. Я знала детей по именам, безотлагательно не помню. Они жили лучше деревенских: имели постель и простыни, а мы спали на полатях дома, на соломенной постели. около детдомовцев были портфели, шапочки, обувь, даже школьная форма, а мы были одеты в какую-то домотканину и носили холщевые сумки. В детдоме я впервые увидела новогоднюю елку и получила коробочку леденцов. Мама принесла некогда мороженое яблоко (до сих пор помню его вкус) и кусок краковской колбаски.
Помню воспитателей: Мякишева Феликса Ивановича, Владимирова Михаила Кирилловича, Пономареву Раису Ивановну, Окатьеву Н.В., Патрину Н.В., медиков Курдюмову Л.В. и Печенкину Софью Ивановну, няню Раменскую Евл.Павловну, завхоза Ногина Алексея и других.
Просыпаюсь в канцелярии 5 марта – вопль стоит, воспитатели ревут голосом, т.к. умер И.В.Сталин. пришла в школу, а там Лена Мелехина плачет – умер регент народов. А я хлопаю глазами и не понимаю, который это Сталин, который это регент народов.
В 1956 году мы пришли в пятый класс, он размещался там, где немедленно раздевалка. комната клеть была холодной и темной. К нам влились ученики из многих начальных школ, индивид 30, если не больше, всех не вспомню. вдруг запомнились шумные озорные парни из Новоселовской школы от Гагаринской Ольги Ильиничны: живописный Гагаринский Коля, бойкий Поникаровский Гена, боевой, с приколами и шуточками Окуловский Гена, второгодник Белозеров Леня, Хомяков Илюша с Чухарева, Гребенева Валя – высокая, в платочке, напитки Буркова Саня с Б.Романова, переросток, привлекательный Мургин Коля, черноглазая, шустрая Мургина Валя, Феофилатова Зоя, Копосова Валя, Лушников Павел из Лермонтовской и Титовской начальных школ, из Липовца (!) Клепиковские Веня и Леня (могла ошибиться в фамилии), красавец, круглолицый, озорной Лебедев Володя, Подгорбунский Володя, Злобин Сано и красавец Кузнецов Вася.
Деревянное крыло школы уже было построено, Но туда покамест не пускали.
Директором была Селякова Галина Николаевна, а завучем Хомякова Нина Алексеевна. Мы их весьма боялись, правда, уроки они не вели в нашем классе. Классным руководителем нам назначили Булдакову Софью Ивановну, её супруг был директором МТС. Она вела математику. после её сменила Залесова (Курдюмова) Александра Александровна, она преподавала адски хорошо. Физкультуру, ИЗО и труды вел Красногоров Иван Лукич, несказанно порядочный, непомерно ловкий человек. Позднее физкультуру вела Тиунцева преданность Антоновна. искусство в 5 классе и музыку на пианино преподавала Насоновская Антонина Савватьевна. Позднее Раменская Антонина Савватьевна вела около нас физику, астрономию, алгебру, геометрию и тригонометрию. Мы её много любили. В то время она была веселая, боевая, модно одетая, с красивой прической. Русский народ и литературу вела в 5-7 классах непроходимо строгая Окуловская Ал.Ал., кроме Щелчкова Людмила Дмитриевна, она же была классным руководителем в старших классах, затем, Кагда мы окончили 9 классов, она вышла замуж зa красивого морского офицера Кожевникова и уехала в Севастополь – Балаклаву. Мы тяжело с ней расставались, после век переписывались. Запомнилась Буркова Зинаида Яковлевна, гувернер ботаники и с/х трудов. Мне и немедленно стыдно, как я плохо вскопала грядку и не все корешки выбрала, она как царапнула землю граблями, ей-ей увидела корешки, то заставила перекапывать опосля уроков. Я запомнила сей дело и её болтовня о том, что корешки весной прорастут и о том, что любую работу следует исполнять на совесть.
Позднее, в старших классах биологию преподавала новенькая красивая учитель Рыбакова Галина Григорьевна, безотлагательно она живет в Проснице. Она ставила с нами концертные номера, мы ездили со спектаклями и концертами по деревням. Я запомнила полный, битком полный комната в клубе села Лермантова.
Ходили пешком в Подосиновец на музыкальные фестивали. Пешком же ходили на лыжные соревнования, а позднее в кузове грузовика ездили. Было весело. Физику в 6 и 7 классах преподавал Усов П.П., позднее – Антонина Савватьевна.
Запомнился репетитор литературы в 10 классе Зиновьев Анатолий Николаевич, ученик из Кирова, весьма симпатичный, мы все уроки его разглядывали, а литературу запустили. около меня пропуск зa 10 класс. Позднее он стал доцентом и преподавал в пединституте, имел научные труды. В моде шло веяние «стиляг», вот он и был типичным его представителем: ботинки на толстой белой подошве «манной каше», узенькие брюки, пиджак в клетку песочного цвета, взамен галстука шнурки. Кагда он писал в классном журнале, шнурки качались, задевая приятель зa друга, и издавали звуки, щелкали. Мы смеялись. Снял и больше не надевал. Он называл нас на «Вы».
В противоположность ему Комаров Александр Александрович, тожественный будучи студентом, был консерватором: не носил модной одежды, не применял никаких новшеств, а вещь преподносил просто, применяя только мой язык, мел и доску. Он научил нас химиии. собственноручно кипа знал, и мы впитывали каждое его слово. Он просто сидел на стуле, говорил и говорил, а мы записывали. повиновение была идеальной. Сидели мы не шевелясь и около двух Тамар Васильевных. Конышева Т.В. преподавала историю, мы зa ней конспектировали, т.к. в учебнике этого материала не было, зато в институте её содержание сдавали бес подготовки. Курдюмова Т.В. научила нас французскому языку. Она выделялась своей внешностью и речью, своей прямотой и свободомыслием между учителей. Белозубая улыбка, накрашенные губы, высокие каблуки, привлекательные ножки, пухлые ручки, французский диалект – все это притягивало и завораживало. Мы повторяли зa ней и заучивали слова, спрягали глаголы, переводили, вели словари, учили стихи и песни. Ах, как это было романтично! Она многому нас научила – культуре, эстетике, поведению. С ней мы ходили пешком в Подосиновец, в много приготовлять веники, на сенокос, жили в летнем лагере, проводили диспуты. Она задорно смеялась. Я любила её, недаром во всем подражала и пошла по её стопам. В последствии, став коллегами, она помогла мне своими советами.
Некоторые не любили чужеземный язык, не хотели учить, по-этому не любили и Тамару Васильевну, другие её боялись. Я ни в жизнь её не боялась. Тамара Васильевна останется моей любимой учительницей. Я и в институт поступила легко, моментально получила 5. Экзамены в вузе В любое время сдавала досрочно, что бы поехать раньше на каникулы.
Яркой, неповторимой, неординарной личностью был выше- ментор географии, с 6 по 10 сословие будучи директором. Это был Окуловский Капитон Георгиевич. Несмотря на разница в темпераментах, они с Александрой Александровной составляли удивительно гармоничную пару. Конечно, это были истинные представители русской интеллигенции: пара умные, образованные, денно и нощно в творческом поиске, шагающие не только в ногу с эпохой, а опережающие её. Они вталкивали в нас все свои знания, развивали нас во всех областях знаний. Александра Александровна учила нас этике и эстетике, культуре поведения зa столом и в общественных местах, учила приготовлять блюда и сервировать стол, красиво одеваться, водить себя манерно, привила благорасположение к русской литературе и русскому языку, к поэзии, учила читать стихи и монологи, научила присматривать зa тюльпанами, георгинами и гладиолусами. Будучи уже учителем, я была частым гостем в семье Окуловских. Они были несказанно гостеприимными и хлебосольными хозяевами. Впервые на меня часть галантно пальто Капитон Георгиевич. Я да растерялась, что не могла встречать рукава. Он помог и сказал, что руки надлежит наклонять вниз. Уроки Капитон Георгиевич вел необычно, отвергая всякую методу. Входил и сходу спрашивал: «А вы знаете, что теперь произошло в Гваделупе? Не слышали? да вот, слушайте». либо : «А ну-ка, который покажет мне остров Мадагаскар?», «А где живет народ людоедов?» и т.д. Спрашивал строго, пятерок не ставил, всем по 4, а географию мы знали хорошо. Он гонял нас по карте, спрашивал быстро, в каком государстве какая столица. нуждаться было точно знать границы стран, занятие и с/х, залежи полезных ископаемых. Работали с контурными картами, готовили сообщения по журналу «Вокруг света». Он ни в жизнь не пересказывал учебник, развивал и объяснял, а часть мы читали дома. Он предвидел, что из села уедет молодежь, что парням не будит довольно невест («проблема невест»), что рабочих мест будит недостаточно. Для девушек думал организовать теплицы и другие объекты, что бы им было интересно оставаться. Организовал филиал фабрики «Умелец». Девушки ткали, изготовляли шкатулки из соломки, расписывали доски, мужики работали на токарных станочках, точили из дерева, плели поделки из корня и ивовых веток. До сих пор его школьник Нагаев Николай Михайлович занимает первые места на российских ярмарках. Курдюмов Н.Е. плел пестери и корзины. Микуров Дм.Ал. долгое время работал на станке, а для Селякова Михаила Н. это стало быть профессией и бизнесом по изготовлению элитной мебели.
Знал Капитон Георгиевич и то, что не будит культурного досуга на селе – молодежь будит уезжать. Купил не мало баянов, все перемены учил мальчиков игре на этом инструменте.
Часто, во время громадный перемены, садился в коридоре на стул и начинал забавлять вальсы, а учителя и ученики танцевали.
Задумал организовать малую «Третьяковскую галерею», навез картины различных художников: место коридор в деревянном крыле завешали. прежде самоуправно проводил экскурсии, после были подготовлены экскурсоводы-учащиеся, показывали картины начальству и разным комиссиям. Проверяющих принимал тепло, с хорошим обедом в школе или же водил домой. Его фраза: «Гостей встречают хорошо» — запомнилась на всю жизнь.
Капитон Георгиевич почасту ездил в командировки, а по приезду рассказывал взахлеб где был и что видел. Собирал коллектив («линейку» по теперешнему), подавал идею, её тогда же подхватывали и внедряли в жизнь.
Загорелся идеей разведения кроликов. Построили избыток клеток, отвели и обнесли тыном огромную территорию выше школы до кладбища. Кроликоферма насчитывала тысячи голов. Мясо и волос продавали.
Кормили обедами в столовой. Кроликов продавали населению.
Вся стиль кормила этих кролей: заготовляли сено, веники, весной рвали траву. Не учеба, а непрерывный колхоз. Чистили клетки. Заготовляли забор – все ходили в лес зa Заборье и приносили по 5 длинных тонких елок. Не знаю, чем все закончилось, видимо, кролики нас съели. Все исчезло.
Завели бычков, после поросят. С нами тем временем работал Мургин Рудольф Николаевич, наставник математики, мы его любили. Кроликов кормила Александра (Саня), супруга Микурова Н.Н.
Свиней сдавали, касса шли в фонд школы. Косили траву в школьном саду (посажен в 1956 году), заготовляли для школьной лошади.
В школе работал буфет: из пекарни приносили булочки, урывками котлеты из чайной.
Место около школы было сырое – вечная нажимина. Он бросил требование облагородить территорию, обманывать отводную траншею и доставать вдвоем водоема. Мы учились в 9 классе. да ведь выкопали 2 глубоченных бассейна вручную, всем миром, на носилках выносили всю грязь, стенки зашили досками. Капитон Георгиевич привез откуда –то погода мальков золотистого карпа, собрал всю школу и торжественно спускал их в нижний пруд. Их после столько развелось, да ведрами ловили на уху. В пруду мальчики купались даже на переменах, Но было больно глубоко.
В здании около Дома культуры, где безотлагательно ворох мусора (там раньше стоял дом, бывшее монастырь для работников МТС), организовали птичник. Цыплят завезли тысячи. везде стояли клетки в не мало этажей до самого потолка. Ухаживала зa ними техслужащая Евлампия Павловна Раменская, а помогали ей мы, три девочки, все лето, изо дня в день: я, Галя Томилова и Тамара Шиморова. Кагда сделали выгородку для пастьбы подросших кур, то помогали и другие ученики нашего класса, например, Геля Рожкина и Гена Поникаровский. Куры жили и там, где немедленно расположена сельская библиотека. совершенно помет, возмутительный запах, тьма падали, жарко, все купаются, а нам запрещать избегать – коршуны унесут цыплят. нуждаться было отдельный число кипятить курам яйца, резать их в коратах с крапивою и рождать в мешках муравьиные яйца. Чистили клетки, наливали воду в поилки, давали витамины. К осени петухи уже кукарекали, а куры сносили яйца.
В ноябре наши парни рубили курам головы, обезглавленные продолжали скакать. Мальчики были все в крови. Они вспоминают, что делали это впервые и было неимоверно неприятно.
А мы не попробовали курятины, да как куриным супом кормили на великий перемене интернатовцев, мы только глотали слюнки.
За работу нам не заплатили, а Капитон Георгиевич свозил нас в Киров на слет юннатов, и нам выдали по значку.
А впервые в Киров нас свозил Усов П.П., Кагда я училась в 4 классе. Он сводил нас на здание «Физприбор», в цех, где выдували колбы, одну из колб мне подарили как самой младшей. Помню, маме я привезла брошку с ягодками вишни. Усов П.П. свозил нас на трамплин, показал заводы Кутшо и Лепсе.
В 7 классе мы уже жили в летнем лагере труда и отдыха. Работали на сенокосе, а после купались, играли, танцевали. Радио, телевидения, магнитофонов не было. Капитон Георгиевич сходил в храм на другой этаж к директору МТС Хомякову Вл.Ник., забрал около него радиолу и кучу пластинок, принес. Это было лучшее время для начала любви, т.к. мы танцевали под музыку «Риорита», дитя с мальчиком. Лагерные деньки вспоминаются как самые светлые. Нас вкусно кормили, не так, как дома. Впервые попробовали листья салата с зеленым луком, манные котлеты со сливками с маслозавода. Клуб находился на месте конторы совхоза, Но нас туда ни в жизнь не пускали даже в кино, даже на концерты, которые ставили учителя. В 10-м классе хотелось посмотреть «Тихий Дон», пообтирали пороги клуба, стучали, Но не пустили. Все было под запретом.
В лагере девочки жили ниже конторы, где теперь проживает Шапенков А.Н., а мальчики в здании библиотеки. Кормили нас в школе.
В последующие годы одинаковый были лагеря труда и отдыха.
В школе все время шло соперничество посреди классами зa успеваемость бес отстающих. Сильные помогали слабым. выше- разряд после выиграл и эту радиолу и поездку в г.В.Устюг. Ах, какая была путешествие с Капитоном Георгиевичем и Людмилой Дмитриевной. В открытом кузове, не замечая ям и ухабов. В Устюге Капитон Георгиевич сводил нас на фабрику «Северная чернь», где из червоного золота изготовляли дорогие сосуды, бокалы, кубки, ложки, вилки и блюда, кроме работники – мастера делали гравировку и чернили узор. суть черни ни одна душа в мире не раскрыл, помимо устюжан. Посетили «Щетинку», видели процесс изготовления кистей и щеток от выделки свиных шкур и отделения щетины до прекрасных вещей. после Капитон Георгиевич свозил нас в Красавино, где из льна скручивали нити, после ткали льняные ткани мастерицы своего дела. путешествие запомнилась и тем, что пошли в сад отдыха, попали в грозу и все промокли.
Домой возвращались сквозь Липовец, Куликово, Печенкино, по старой торговой дороге. То и работа застревали, вытаскивали машину и ехали дальше. Было легкомысленно и весело.
В 9 классе была опять одна путешествие – в г.Ульяновск на родину В.И.Ленина. Ехали долго, с несколькими пересадками на поезде. В Ульяновске жили в палатках на берегу Волги, купались. Видели своими глазами домик, где родился Ленин, походили по комнатам, осмотрели комната отца и кожаное кресло, в котором почасту сидел наказанный зa беззаконие Володя, спальню детей на 2-м этаже. Видели пианино, пальму, городки, шахматы. На нижеследующий число посетили гимназию № 2, где учился Ленин, видели парту, чернильницу, ручку с пером, книги, список успеваемости и многое другое. вконец запомнилась эта гимназия.
Поездка донельзя орава дала в плане расширения кругозора.
Далее запомнилось, как зимой Капитон Георгиевич возил нас на Уденицу приготовлять дром для школы. Мальчики пилили электропилами, а мы жгли сучки. С нами ездили завхоз Курдюмов В.Е., тракторист Раменский Г.В., педагог Хомяков Вл.Н. и на электростанции – Конышев, супруг учительницы истории. да Капитон Георгиевич приучал нас к труду на тем более Великой России.
В одном только ошибся Капитон Георгиевич: он свято верил и убеждал нас, что к 1980 году победит коммунизм. Мы будем свободны в своих взглядах, не будит ни бедных, ни богатых, все человеки будут равны и счастливы, делать будем по желанию и по интересам, а стяжать по потребностям. «Не будит денег», — говорил Капитон Георгиевич, — «заходи в лабаз и бери, что хочешь». Он верил в светлое будущее. Говорил, что главной наукой будит химия. «Люди научатся подменять натуральные продукты химическими. книга человека заменят умные машины, а человеки будут упражняться умственным трудом». Помнятся его шуточки и приколы, анекдоты и смешные истории из своей жизни. Он же преподал нам азы анатомии и физиологии, т.к. прочитать об этом было негде.
Что кроме запомнилось из школьной жизни, да это весенняя навигация. содержание на берегу оживала, все бегали заботиться на пароходы, просили погудеть, махали матросам. Зимой катались на лыжах и на санках, читали книги.
Вечеров и классных часов тем временем не проводилось. Помню только Новогодние праздники, В любое время находилась сильная стужа, ёлка проходила неинтересно.
В основном были пионерские сборы, костры, факельное ход к 7 Ноября и путешествие в костюмах 15 союзных республик 19 мая.
Комсомольская учреждение работала слабо, надо было просто причинность учиться. бес комсомольского билета не брали в институт. Любую работу на тем более школы и великой страны выполняли бесплатно. Нам ни зa что не платили. Было бесчетное количество поборов: бес конца в Фонд Мира, в сообщество охраны природы, животных, в какое-то санитарное общество, сообщество пожарников, стрелков и т.д.
Правда, некогда я получила 1 сентября двух кроликов, т.к. все лето вкалывала на этой работе с Галей Томиловой и Шимаровой Тамарой. нуждаться было 2-3 раза в погода двигаться убавлять траву и питать этих кроликов, полоскать клетки и тянуть время от времени волос с этих кроликов.
Летом ходила на сенокос со взрослыми. Бригадир каждому давал задание: выкосить столько — то, загрести столько- то копен, кому- то возить сено на лошади.
Однажды дедушка посадил меня на комбайн сдергивать солому. Самой теперь сильно и смешно, как я неделю сидела в бункере и сдергивала солому из копнителя, зато до сих пор помню дух свежего зерна.
Как-то летом мы, четверо одноклассников, ездили со школьными работниками украшать сено на Уденицу. Сено заготовляли для школьной лошади. Мама меня отпустила. Там, в лесу, мы жили в шалаше, чрезвычайно уставали. Воду пили из речки, еду готовила на костре Курдюмова Валентина, выше- повар. неимоверно понравился заварной кисель из магазина. Дома мы такого не едали, а здесь этого порошка был неповрежденный мешок, хотя что ешь, хотя сухим жуй, хотя заваривай кипятком. Варили уху.
Вот сей сенокос на Уденице и заготовка дров зимой там же нас укрепили и сдружили.
Пришлось посещать на Уденице и в третий раз. В 10 классе нас послали в эту деревню на место сентябрь. Молотили зерно, расстилали лен, копали картошку. Жили по избам. Там же и кормились. Нам варили суп, картошку со свежим мясом. зa молоком ходили на ферму. Молоко с пирогом и большими кусками сахара было ужасно вкусным. около одного мальчика случился аппендицит, да выше- ментор химии Комаров ночью повез его в Утманово на телеге. как они переправлялись зa реку, не знаю. Жили мы на этой Уденице до первого снега, кладезь картошки осталось в земле. Лен одинаковый не деревня вытеребили, сил наших было недостаточно. В выпускном, 10 классе, продолжали работать. 5 дней учились, а в субботу возили на поля негодное либо по насту рассыпали удобрения, кололи и укладывали дрова, сами мыли полы в классах отдельный день. Помню ещё, что в школьные годы мы собирали колоски, металлолом и макулатуру, ивовую кору сдавали. В церкви собирали в ведра голубиный помет. По всему селу бегали и собирали золу. Вот такая была наша школьная жизнь.
К каждому празднику в классе мы выпускали стенгазету. Я рисовала, а Геннадий Иванович был редактором и красиво писал. да и началась наша школьная любовь.
Наши мальчики были лучшими школьниками в районе. Они бегали на лыжах, просверлив дырки в сапогах. Они же учились забавлять в волейбол и баскетбол. К 10 классу нас осталось 10 человек.
Выпуск 1962 года:
1. Комсорг, красавец, спортсмен Кузнецов Вася жил в Ленинграде. Умер.
2. Злобин Сано работал учителем в Скрябино. Спрыгнул с поезда, умер.
3. Окуловский Геннадий Николаевич окончил ВПШа, был учителем, парторгом, председателем Сельсовета, директором совхоза, безотлагательно начальник Совета ветеранов.
4. Поникаровский Геннадий Иванович – знаток РЭС, приличествующий энергетик России, краевед.
5. Подгорбунский Володя живет в Минске
6. Лебедев Володя живет во Владимирской области, п.Кержач
7. Мургина Валентина Васильевна, математик, завуч
8. Копосова Валя – училась на французском факультете. Умерла в г.Темиртау.
9. Ордина Валя нить в г.Иваново, на письма не отвечает. Жива ли?
10. Печенкина Анюта, компилятор этой рукописи.

 

Годы моей работы в Утмановской школе. 1966-1996.

А.Поникаровская

Пока я училась в Кировском государственном пединституте на факультете иностранных языков (1962 – 1966), директорами были Шагаров Н.П. и Зайков М.И.
С 1966 – Бажин Леонид Георгиевич, опосля него Щипицын Вл.В. после Суворова Валентина Михайловна, Ордина Г.И., Петухов А.П., Мелентьева Е.В.
Всех учителей могу не вспомнить.
Годы моей работы в школе пролетели как 1 день. Они были счастливыми, отдельный класс, отдельный вопрос неповторим. Ни разу не пожалела о выбранной профессии. Я чрезвычайно люблю французский язык, даже думаю на нем и разговариваю во сне. Жаль, что не все его любили, а за предмета и меня, Но я всё выдала детям, что знала – и язык, и культуру, и песни, и стихи и мои знания о выдающихся людях страны.
Между тем, В любое время остаюсь патриотом своего Утманова и Великой России.
Горжусь тем, что около меня поглощать последователи. Момотова Елена Михайловна – пошлый в области воспитатель иностранного языка, прислуга творческий, внедряет в Демьяновской школе современные инновации. индивид благодарный, обязательно поздравит обучавших её учителей с праздниками.
Копосов Владимир Феодосьевич, закончивший выше- факультет, прежний учитель.
Опарина Валя и Красногорова Таня стали врачами.
Патрикеева Елена Валерьевна, учитель французского языка и латыни в пединституте и медакадемии, работала переводчиком в Алжире и во Франции.
Печенкина Татьяна, ученица, спортсменка, как уехала опосля школы в Питер, там и живет, работает переводчиком, знакомит иностранцев с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Посчастливилось выучить Петухову увлечение Николаевну, помню и люблю их класс.
Отлично знали наречие Гребенев Владимир, дозволено сказать, говорил беспрепятственно в школе, ставший после энергетиком Красноярской ГЭС, и Логиновский Николай Михайлович, по
Оценить статью :

  • Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *